марта 16, 2007

 

Good.BY интернет-торговля?



Вскоре количество онлайн-магазинов в белорусском сегменте интернета может значительно сократиться. Такой вывод напрашивается после ознакомления с постановлением Совета министров от 8 сентября № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет".





Сегодня интернет-торговля в Беларуси, несмотря на более чем полторы тысячи работающих магазинов, находится еще только в стадии становления и общепринятым мировым стандартам для такой сферы деятельности соответствует только теоретически. Фактически все белорусские интернет-магазины — не более чем витрины. Покупатель, в большинстве случаев, может лишь ознакомиться с товаром и заказать его. Сама процедура покупки совершается уже в оффлайне. Системы онлайновых электронных платежей, позволяющих совершать покупку непосредственно в интернете, пока находятся лишь в начальной стадии развития (к примеру, EasyPay).

В то же время интернет-торговля до недавнего времени была одним из наименее затратных способов бизнеса в сфере розничной торговли. Создать виртуальный магазин было гораздо проще и дешевле, чем, допустим, открыть ларек на остановке. Поэтому не удивительно, что под крылом одного владельца могли одновременно работать десятки подобных магазинов.

Однако отдельных документов, регламентирующих интернет-торговлю, до сих пор не было. Работа онлайн-продавцов регулировалась теми же нормативно-правовыми актами, что и обычная розничная торговля. С предложением выработать более четкие правила торговли в интернете выступили контролирующие органы, у которых к работе интернет-магазинов возникает немало претензий, наиболее часто встречаемые из которых — это торговля без уплаты единого налога, невыдача покупателям кассовых чеков и отсутствие документов на реализуемый товар.

Со вступлением в силу новых правил игры контролировать интернет-продавцов будет несколько проще. Ведь их, судя по всему, станет гораздо меньше, чем сейчас. Постановление Совмина вводит несколько новых условий ведения торговли в Сети. Введение этих условий мотивируется необходимостью "совершенствования механизма розничной торговли по образцам с использованием сети интернет". Однако такое совершенствование скорее лишь усложнит жизнь продавцам и, соответственно, покупателям.

Совмин определил, что сайты отечественных интернет-магазинов должны размещаться на серверах на территории Беларуси, а доменные имена сайтов должны быть зарегистрированы в зоне BY. При этом владелец магазина должен подтвердить факт регистрации документом из Государственного центра безопасности информации при президенте (ГЦБИ). Но дело в том, что ГЦБИ регистрирует лишь доменные имена второго уровня, тогда как основная масса белорусских интернет-магазинов размещена на крупных площадках типа shop.open.by или shop.tut.by и имеет доменные имена третьего уровня.

Чтобы продолжать работу и не нарушать закон, владельцам магазинов придется регистрировать для них уникальные имена второго уровня и искать хостинг-площадку на территории страны. А это совсем другая статья расходов. Велика вероятность, что многие могут либо отказаться от онлайн-торговли, либо уйти в подполье с риском попасть под карающий меч контролирующих органов.

Как считает генеральный директор портала TUT.By Кирилл Волошин, "с точки зрения текущей ситуации в интернет-торговле это постановление Совмина можно назвать некорректным документом, который усложнит жизнь как владельцам магазинов, так и владельцам электронных площадок".

По словам Кирилла Волошина, еще на стадии обсуждения этого документа предполагалось, что владельцам интернет-магазинов оставят право на доменное имя третьего уровня. "Мы также просили дать возможность указывать в одной лицензии несколько интернет-адресов, так как у одного владельца может быть не один магазин — это распространенная практика, а получать на каждый адрес отдельную лицензию — накладно, — говорит генеральный директор портала TUT.By. — Также мы просили не ограничивать продавцов доменной зоной BY".

В результате же ни один из этих обсуждаемых моментов в итоговый вариант документа не попал. "Складывается впечатление, что разрабатывавшие этот документ люди слабо представляют, что такое интернет-торговля в Беларуси", — говорит Кирилл Волошин.

Постановление вступает в силу через полгода после опубликования, то есть в начале марта 2007 года. Спрогнозировать развитие ситуации сегодня трудно. Как считают в администрации ООО "Открытый контакт", владеющего торговой площадкой shop.by, "многое зависит не от самого постановления, а от действий тех организаций, которые в этом постановлении указаны". На TUT.By говорят, что пока намерены отслеживать ситуацию, но не исключают, что им придется запросить у Минторга разъяснений практически по каждому пункту постановления.

А рядовым покупателям, успевшим привыкнуть к удобному способу приобретения товара, похоже, вновь придется вернуться к практике посещения рынков.





<< Home
  • This page is powered by Blogger. Isn't yours?